среда, 5 октября 2011 г.

Поль Элюар. 'Весь твой Поль'.


вке (437x500, 48Kb)

Сальвадор Дали написал портрет Поля Элюара, объяснив это так:
«Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз». 




 
***
Наступает рассвет я люблю тебя в жилах моих
еще ночь
Я всю ночь смотрел на тебя
Мне так много еще предстоит угадать
Я в спасительность сумрака верю
Он вручает мне власть
Окутать любовью тебя
Разжечь в тебе жажду
Жить в глубинах моей неподвижности
Твою сущность раскрыть
Избавленье тебе принести и тебя потерять
Днем невидимо пламя.

Ты уйдешь и откроются двери в рассвет
Ты уйдешь и откроются двери в меня.

Poul (527x677, 51Kb) 

 

Поль Грендель - будущий Поль Элюар - и юная русская девушка, Елена Дмитриевна Дьяконова, которой он навеки дал имя Гала, встретились в декабре 1912 года в санатории Клаваделя, недалеко от Давоса, куда они оба приехали лечиться от туберкулеза. Им было по семнадцать лет. Он любил ее все свою жизнь, любил "в вечности". Элюар любил повторять, что любовь - единственное, что может соединить прошлое и будущее, слить их воедино, подняться над ними. Истинная любовь существует вне временной длительности, а Гала - это пирамида" Я воспринимаю вас как фатальный свет, который дал мне жизнь". Он рожден для нее, рожден ею… Гала пережила Элюара на тридцать лет. В течение тридцати лет она хранила эту переписку - и телеграммы, и почтовые открытки: она, которая уверяла, что терпеть не может воспоминаний.

Из писем Поля Элюара Гале
 
 май 1927
Моя обожаемая , моя красавица , я скучаю без тебя до смерти . Все пусто , остается лишь целовать твою одежду. Как не хватает мне твоего тела , твоих глаз , твоих губ , вообще твоего присутствия . Ты - единственная , я люблю тебя испокон веков . Все печали , которые выпали мне , не имеют значения . Моя любовь , наша любовь сжигает их …
…..Гала , мой дорогой , моя горячо любимая испокон веков и на веки вечные , возвращайся как можно скорее . Ради чего лишать нам себя друг друга , ничто не стоит того …
…Знаешь , я тебя обожаю . Ты моя нежная и прекрасная девочка , целую тебя всю целиком .

ПОЛЬ.

о5г (296x493, 34Kb)цек (282x388, 23Kb)
 
Милая моя любовь , нежная моя любовь , я и сегодня все еще в постели . Только что мне снился чудесный сон , один из тех дневных снов , когда после пробуждения физический трепет продлевает отчасти желание - и желание это , которое не оставляет вас затем и наяву , сродни наслаждению в сновидении . Я лежал на кровати рядом с мужчиной , личность которого не могу с уверенностью определить , знаю только что мужчина покорный и молчаливый , вечный мечтатель . Так вот я лежу спиной к нему . А ты приходишь и ложишься рядом со мной и влюбленно , нежно целуешь меня в губы , я же ласкаю под платьем твои текучие и такие живые груди . И потихоньку твоя рука поверх меня ищет того , другого , и ложится на его мужскую плоть . Я вижу это по твоим глазам , которые постепенно воспламеняются все больше и больше . Твой поцелуй становится все более горячим , более влажным , зрачки расширяются . Жизнь другого вливается в тебя , и вскоре начинает казаться , будто ты раскачиваешь мертвеца . Я просыпаюсь , слегка опьяненный , не в силах отказаться от этого наслаждения . ..
У меня одно единственное желание : видеть тебя , прикасаться к тебе , целовать тебя , говорить с тобой , восторгаться , ласкать , обожать , смотреть на тебя , я люблю тебя , люблю тебя , только тебя - самую прекрасную , и во всех женщинах я вижу лишь тебя , воплощение Женщины , воплощение моей огромной и такой бесхитростной любви …
Главное , что ваш образ не покидает меня ни на минуту , что я и душой , и телом люблю в вас все , люблю великой любовью .
Навеки ваш муж , ПОЛЬ . апрель 1928
лу (359x417, 34Kb)
***
"...Я вложил всю свою жизнь в любовь к тебе. Я вложил всю свою жизнь - в нашу любовь. Я хотел подарить тебе свободу, которую не дал бы тебе никто другой, все возможные наслаждения, все доступные тебе удовольствия. Но, боюсь ты теряешь меня из виду...Только ты пробуждаешь во мне желание. Только с тобой я купаюсь в любви. Мне надоели другие. Я хочу только тебя. Безумно! Хочу обнять, облизать, раздавить тебя, чтобы твоё тело стало лёгким, мягким, гибким и покорным. Мой язык погружается в твой рот, в твоё лоно. Ты ласкаешь мою плоть. Я хочу любить тебя, как никогда, моя Гала. Я занимаюсь любовью часто и много, но отдал бы всё за одну ночь с тобой. Всё!..."

евнгс (294x307, 30Kb)


 март 1929
Мне не нравится то , что ты говорила в последнее время об Арозе, я не могу свыкнуться с мыслью о том , что у тебя не осталось воспоминаний и что ты не хочешь хранить их . Всю свою жизнь я вложил в мою любовь к тебе , всю свою жизнь я вложил в нашу жизнь . И значит , мне остается только покончить с собой . Ничто для нас не начинается . Все существует в настоящем , все должно существовать для нас в настоящем , и в эту минуту я с тобой и в Клаваделе , в Бре , в Обонне и Арозе , точно так же как здесь - с тобой отсутствующей , с моей великой тоской по тебе . Если мне придется сочинять свое прошлое , настоящее , будущее , - я покончу с собой . Я не хочу этого , как не хочу вникать в чужую жизнь и любовные рассуждения других .
…на самом деле я так хочу , чтобы ты светилась солнцем и любовью , хочу , чтобы ты была очень счастлива . Я согласился дать тебе свободу , которой никто тебе не дал бы … Лишь с тобой мои желания порождают исступленный восторг , лишь в тебе моя любовь купается в любви…
  Обожаю тебя . ПОЛЬ

***
Если бы ты только понимала , как я тебя люблю и как мне неприятно причинять тебе боль . Почему это не взаимно ?… Я скучаю по тебе . Получив вчера вечером твое письмо , я , чтобы успокоиться , принял две таблетки люминала и проспал до 5 часов пополудни . Мне все причиняет боль : мелодия на пластинке , твои платья в шкафу , любовное признание в книге или кинофильме , все полно тобой , и я тебя обожаю . Будь спокойной и сильной . Потому что ты любима . Ты не знаешь моих мук . Надо быть верным . Я внутренне чист благодаря тебе .
Дорогая моя , вся моя жизнь . Весь твой . ПОЛЬ

7тшл (345x452, 27Kb)
 
 ***
Свергнутая тюрьма
В глубине небес
Огненное окно
В нем мечутся груди молний
Ярко-зеленая ночь
Ни улыбки в краю одиночества
Стоя дремлет огонь
И пронизывает меня .

Но страхи напрасны
Я даже могу улыбаться
Нелепая голова
Даже смерть не иссушит ее порывов
Голова совершенно свободная
Что сохранит навсегда улыбку и взгляд .

Если и жив я сейчас
Если даже не одинок
Если кто-то подходит к окну
И окно это я
Если кто-то подходит
Эти другие глаза не видят меня
Моих мыслей не знают
Стать сообщниками не хотят

За любовь предают разлуке .

1929


Фарфоровая песенка хлопает в ладоши
На куски разлетается и умирает
Ты вспомнишь о ней о несчастной и голой
В то волчье утро а волчьи укусы это туннель
И ты из него выползаешь в окровавленном платье
От которого рдеет ночь
Сколько живых предстоит разыскать
Сколько огней загасить
Я буду звать тебя Зримой
И множить твой образ .

1930


Женщина с которой я жил
Женщина с которой я живу
Женщина с которой я буду жить
Одна и та же всегда
Явись предо мною в красном плаще
В красной маске в красных перчатках
И в черных чулках
Знаком залогом того
Что вижу тебя обнаженной
Чистота наготы о святое убранство

Груди о сердце мое

1931


При погашенном свете , когда почему-либо , чисто случайно , я , бывает , не выберу вдруг ни зеленой лошадки , ни красного человечка, двух самых привычных и самых свирепых из моих гипнотических тварей , я пользуюсь неизбежно другими своими видениями , чтобы запутать и озарить , и со снами смешать последние мечты и иллюзии своей молодости .

Бузинное утро
Она в этом поле осталась
Что же она завещала мне в путь уходя

Все что я мог пожелать
И прежде всего доспехи выбранные в обломках
Чеканной зари

Доспехи под деревом
Прекрасное дерево
Его ветви ручьи под листвой
Пьют они из источников солнца
В них как жемчужины
Рыбы поют
Это прекрасное дерево
Мне в тоскливые дни заменяет
Аппарат мимолетных видений
Это дерево каждого дня
Превратило меня в господина
Всех желаний моих

А потом появляется женщина в ожерельях из алых роз
Эти алые розы раскрываются словно ракушки
Разбиваются словно яйца
И горят словно спирт

Вечно под деревом
Будто неодолимый магнит
Приводит в отчаянье
Гонимое соками пламя

То хрупкая то всесильная
Моя одаренная благодетельница
С бредом своим и любовью
Ложится к моим ногам
И челноки ее глаз качают меня на волне
Моя улыбчивая покровительница
Прекрасная ясная под своею кольчугой
Забыв про железо про дерево и про алые розы
Мои желания лепит
И мечтает
Обо мне
В пеленах ее глаз кто мечтает
Я

1931


Разрезом глаз своих мне сердце обручила,
Круг танца , нежности горнило.
Мне кажется , что я не жил ни дня,
Когда твои глаза не видели меня.

Не позволяй мне быть тобой забытым,
Не позволяй мне раствориться в мире.
Мне страшно стать лишь этими стихами,
Лишь этим небом многоликим стать.

1926


У меня за спиною закрылись мои глаза
Свет дотла догорел обезглавлена ночь
Птицы громаднее ветра
Не знают где приземлиться.

В жалких мученьях в морщинах смеха
Близкую душу искать не буду
Жизнь обмякла мои видения тусклы
Все отреченья сказали последнее слово
Им больше не встретиться они друг друга не знают
Я одинок совсем одинок
Я никогда не менялся.

1930


Старинный актер играющий пьесы воды
О как прозрачны белые невзгоды
Нежно-красное железо зари
Возвращает зренье слепым
Я присутствую при восходе стен
При поединке слабости и усталости
Я свидетель зимы бессловесной
Промелькнувшие образы в общем верны
Они горячку и бред рисуют
Паутину где теряется моя запутавшаяся рука

Я был добычей когда-то
Галлюцинаций и добродетели
Я видел себя повешенным на древе морали
Я бил в барабан добра
Я целовал свою мать

Я проспал целую ночь
Я потерял молчанье
Вот голоса знающие лишь то о чем умолчали
И вот я вещаю
Оглушенный я слышу однако что говорю

И вслушиваясь в себя я себя создаю

1930

 

...хорошая  подборка фотографий с Галой, среди которых и фото Элюара, в частности с их дочерью Сесиль.
 Коротко: ЭЛЮАР, ПОЛЬ (Éluard, Paul) (1895–1952), французский поэт. Родился 14 декабря 1895 в Сен-Дени. Принадлежал к течениям дадаизма и сюрреализма и до Второй мировой войны был одним из вождей французской авангардистской поэзии. Почти все его стихотворения – попытки передать в лирике видения иного мира, за пределами реальности. Среди его поэтических книг – Умирать от того, что не умираешь (Mourir de ne pas mourir, 1924), Град скорби (Capitale de la douleur, 1926), Сама жизнь (La Vie immédiate, 1932), Естественный ход вещей(Cours naturel, 1938), Поэзия и правда 1942 года (Poésie et vérité1942, 1943). Вместе лидером сюрреалистов А.Бретоном выпустил своего рода исследование подсознательного под названием Непорочное зачатие-1930). Поздние стихи Элюара, написанные во время оккупации Франции нацистами, свидетельствуют о его частичном отходе от чистого искусства в сторону политических и социальных тем – сборники Достойные жить (Dignes de vivre, 1944), Лицом к лицу с немцами(Au rendez-vous allemand, 1944), Несчастья бессмертных (Les Malheurs des immortels, 1945).
Умер Элюар в Шарантоне 18 ноября 1952.
Взято с сайта http://www.krugosvet.ru 
и у melisevaiva 
Шествие Градивы http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3449/

Шанталь Вилье  написала книгу о Нуш Элюар. Французкая публика может наслаждаться биографией знаменитой музы Поля Элюара. О жизни Нуш, известно не так много, и это первая ее биография, поэтому для поклонников поэта и его неповторимой спутницы эта книга станет бесценным подарком.
Книга возвращает нас к событиям жизни женщины, которая была увековечена такими великими мастерами как Ман Рей, Дора Маар, Ли Миллер, Брассай, Пикассо и конечно Поль Элюар. В 1929 году Поль расстался с Галой, которая стала женой Сальвадора Дали, а в декабре он встретил Нуш. В те годы она работала помощницей у иллюзиониста и танцовщицей. Многие находили ее слишком скромной иногда даже скучной для Парижа тех лет. Но только не Элюар, хрупкая, нежная, очаровательная,  она смогла превратить его жизнь в сладкий сон. 
Нуш
Откровенность порывов
Легкость близости
Ласка волос.

Без подозрительности без тревоги
Твои глаза отдаются всему что видят
И на виду у всего на что они смотрят.

Доверчивость хрусталя
Между двумя зеркалами
Ночью твои глаза растворяются в темноте
Чтобы слить пробужденье с желаньем.
Поль Элюар
 
В отличие от других женщин находившихся в кружке сюрреалистов, она никогда не гнушалась ролью музы. В сюрреализме Нуш скорее искала атмосферу свободы, глоток свежего воздуха, веселье, игру. Кстати, именно знаменитые коллективные игры сюрреалистов стали практически единственной формой прямого участия Нуш в деятельности группы. Но совсем недавно были обнаружены художественные работы Нуш. Это несколько коллажей, которые хранятся в коллекции Тимаси Бом. Их так же можно увидеть в книге Шанталь Вилье.
Nush (611x480, 29Kb)




С 1930 года Гала стала жить с Дали, уехав из Парижа. История их любви, хоть и известна почти всему миру, по-прежнему остается загадкой.
А Поль Элюар отправился в свое путешествие, и в 1930 году встретил новую любовь, Марию Бенц, танцовщицу, выступавшую под сценическим псевдонимом Нуш (Nusch). Признанная красавица, Нуш была наделена многими талантами: она танцевала, пела, была акробаткой, писала стихи и даже занималась живописью. Ее красота вдохновляла многих художников начала XX века: Пабло Пикассо приглашал Нуш в качестве модели для своих картин, Ман Рэй любил фотографировать ее.
Нуш была музой Элюара последующие 16 лет (в 1934 году они поженились), вплоть до 1946 года, когда на одной из парижских улиц ей внезапно стало плохо и она умерла. Поль Элюар тяжело переживал утрату жены, ведь именно о ней он писал еще в 1935 году своей дочери Сесиль: «Без нее моя жизнь была бы невозможна».

укп (396x329, 34Kb)
Но, несмотря на вполне счастливую личную жизнь, почти до самой смерти Поль Элюар писал любовные письма Гала и верил, что однажды она вернется. А та, в свою очередь, из уважения к бывшему мужу не венчалась с Дали до тех пор, пока Поль был жив.

Natasha Leonova

0 коммент.:

Отправить комментарий