вторник, 18 октября 2011 г.

Ирвин Пенн (Irving Penn)



Ирвин Пенн (Irving Penn)
Великий Ирвин Пенн нерв­ничал и злился: «На откры­том воздухе все непредска­зуемо — нужно колоссаль­ное количество сил, чтобы держать ситуацию под контролем».
Съемки на пленэре он делал в первый раз. И в по­следний. Последующие шестьдесят лет фотограф работал исключительно в студии. Там, где един­ственным и полноправ­ным хозяином кадра был только он и где не оставал­ся один на один с хаосом открытого пространства.


 http://s56.radikal.ru/i154/1007/67/fdfec87d21af.jpg 
Ирвин Пенн. Портрет Пабло Пикассо

Изменить своему студий­ному затворничеству Пенн решился ради февральско­го номера американского Vogue 1949 года. К тому вре­мени он уже тесно сотруд­ничал с журналом и претен­довал на позицию главного фотографа. Кто-то из чита­телей написал тогда в ре­дакцию, что напряженные снимки Пенна вот-вот про­жгут журнал.
 http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/11/8/11008593_1197207442_2055950722_f381796420_o.jpg
Пенну это был комплимент, редакторам же — одна головная боль. Незначительный факт, и все же немаловажный, особенно если вспомнить ту самую поездку в далекую Лиму на большую модную съемку.
Квадратный черно-белый снимок, сделанный каме­рой Rolleiflex, растянулся в журнале на полторы поло­сы. О шляпе в форме колеса от Джона Фредерикса и шелковом платье с жакетом только и со­общалось, что это «лучший на­ряд для прогулки после обеда».
 http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/55/69/55069742_1265963984_24540.jpg
Но именно этот кадр стал глав­ным во всей съемке на двена­дцать полос. Он задал тон всем последующим фотоисториям Vogue — меньше академизма, вы­веренно. Поза модели, Джин Пэтчетт — прямые ноги скрещены, нитка жемчуга во рту — мало была похожа на статичные и высокомер­ные образы, которые в то время были сплошь и рядом.
http://s003.radikal.ru/i201/1006/86/5c2d915e99a7.jpg

Да и сам Ирвин Пенн в прежних своих работах не раз его использовал. Возможно, единственный раз в сво­ей жизни он, обессилев от впечатлений в перуанской столице, решил: будь что будет.
 Как только Александр Либерман, арт-директор Vogue, получил фотографии из Лимы, он мгновенно понял, с чем име­ет дело. Глядя на небрежную позу модели, он сказал: «Это — несовершенство повсед­невной жизни». Зарисовка, фрагмент не­коей повести. За тысячи миль от дома хо­леная, разодетая американка смотрится по-другому. Педант, деспот, профессионал Ирвин Пенн вдруг увидел красоту в обыч­ном жесте, в винной пробке от местного вина, в туфлях, снятых за столиком при­дорожного кафе.
 http://fashiony.ru/pic/celebrity/pic/45115/10.jpg
Открытие его перепаха­ло. После съемки, когда вся группа улетела обратно в Нью-Йорк, он помахал им всем ручкой и отправился высоко в Анды.
Однако чуда могло и не случиться. Вот что вспоминает сама модель, Джин Пэтчетт: «Мы пролетели 32 сотни миль.
http://img685.yfrog.com/img685/6108/pennblonde.jpg
Добрались до места и просидели там без дела целую неделю. И все это время мистер Пени к своей камере даже не притронулся. Я начинала беспокоиться. Каждый день я вставала, готовилась к съемке, а он ни­чего не снимал. В конце концов, помню, мы забрели в маленькое кафе. Напротив меня сидел какой-то парень. Настроение было ужасное. Очень хотелось послать все подальше, поехать домой, и я сунула в рот жемчуг, сняла туфли — ноги ныли от бес­конечной ходьбы. И вдруг Пенн крикнул: «Стоп! Снимаю!» После сцены в кафе, — продолжает Пэтчетт, — он для каждо­го снимка стал придумывать истории, а я должна была их играть».
http://ib1.keep4u.ru/s/070406/39ac8439d6d70e1762.jpg
Беззаботность и непосредственность Джин, запечатленная Ирвином Пенном, стала командой «вольно!», которую отдал один из самых строгих модных генералов. Сама поза стала фотографическим куль­том, которому после поклонялись (ино­гда с иронией) многие знаменитые фото­графы.  
 http://digitalphotoart.com.ua/wp-content/uploads/2009/08/kharkov_photoschool_devid_lachapelle_032.jpg
Джон Роулингз и Леомбруно, сни­мавшие в одно время с Пенном, но все равно далекие от него. Да, их модель по-прежнему сидит за столиком с вытянуты­ми ногами, только вместо придорожного кафе—дорогие рестораны, вместо дешево­го вина — шампанское в серебряном ведер­ке, и даже гепард в качестве сотрапезника.
 http://albcache.gallery.ru/gallery/0000074091-207326-7938134-.jpg
Этого же принципа придерживался и наш современник Крейг Макдин в своей съемке 2005 года. Ближе всех к оригиналу оказал­ся Стивен Майзел, который усадил Стеллу Теннант в белоснежном мужском костюме в вызывающе-расслабленную позу. Но эта усталая грация вытянутых ног все равно из Парижа 1997-го возвращает нас в Лиму 1949-го. Впрочем, кажется, провокатор Майзел только этого и добивался.
  http://albcache.gallery.ru/gallery/0000074091-207326-7938112-.jpg
Источник: журнал "Vogue"
Источник: Fashion Bank

Мои ссылки по теие: 

 

1 коммент.:

Misstyle комментирует...

Рисковый подход) ПОхоже, фотографу было нелегко, но он отлично справился. Что значит - профи!

Отправить комментарий