Великий Ирвин Пенн нервничал и злился: «На открытом воздухе все непредсказуемо — нужно колоссальное количество сил, чтобы держать ситуацию под контролем».
Съемки на пленэре он делал в первый раз. И в последний. Последующие шестьдесят лет фотограф работал исключительно в студии. Там, где единственным и полноправным хозяином кадра был только он и где не оставался один на один с хаосом открытого пространства.
Ирвин Пенн. Портрет Пабло Пикассо
Изменить своему студийному затворничеству Пенн решился ради февральского номера американского Vogue 1949 года. К тому времени он уже тесно сотрудничал с журналом и претендовал на позицию главного фотографа. Кто-то из читателей написал тогда в редакцию, что напряженные снимки Пенна вот-вот прожгут журнал.
Пенну это был комплимент, редакторам же — одна головная боль. Незначительный факт, и все же немаловажный, особенно если вспомнить ту самую поездку в далекую Лиму на большую модную съемку.
Квадратный черно-белый снимок, сделанный камерой Rolleiflex, растянулся в журнале на полторы полосы. О шляпе в форме колеса от Джона Фредерикса и шелковом платье с жакетом только и сообщалось, что это «лучший наряд для прогулки после обеда».
Но именно этот кадр стал главным во всей съемке на двенадцать полос. Он задал тон всем последующим фотоисториям Vogue — меньше академизма, выверенно. Поза модели, Джин Пэтчетт — прямые ноги скрещены, нитка жемчуга во рту — мало была похожа на статичные и высокомерные образы, которые в то время были сплошь и рядом.
Да и сам Ирвин Пенн в прежних своих работах не раз его использовал. Возможно, единственный раз в своей жизни он, обессилев от впечатлений в перуанской столице, решил: будь что будет.
Как только Александр Либерман, арт-директор Vogue, получил фотографии из Лимы, он мгновенно понял, с чем имеет дело. Глядя на небрежную позу модели, он сказал: «Это — несовершенство повседневной жизни». Зарисовка, фрагмент некоей повести. За тысячи миль от дома холеная, разодетая американка смотрится по-другому. Педант, деспот, профессионал Ирвин Пенн вдруг увидел красоту в обычном жесте, в винной пробке от местного вина, в туфлях, снятых за столиком придорожного кафе.
Открытие его перепахало. После съемки, когда вся группа улетела обратно в Нью-Йорк, он помахал им всем ручкой и отправился высоко в Анды.
Однако чуда могло и не случиться. Вот что вспоминает сама модель, Джин Пэтчетт: «Мы пролетели 32 сотни миль.
Добрались до места и просидели там без дела целую неделю. И все это время мистер Пени к своей камере даже не притронулся. Я начинала беспокоиться. Каждый день я вставала, готовилась к съемке, а он ничего не снимал. В конце концов, помню, мы забрели в маленькое кафе. Напротив меня сидел какой-то парень. Настроение было ужасное. Очень хотелось послать все подальше, поехать домой, и я сунула в рот жемчуг, сняла туфли — ноги ныли от бесконечной ходьбы. И вдруг Пенн крикнул: «Стоп! Снимаю!» После сцены в кафе, — продолжает Пэтчетт, — он для каждого снимка стал придумывать истории, а я должна была их играть».
Беззаботность и непосредственность Джин, запечатленная Ирвином Пенном, стала командой «вольно!», которую отдал один из самых строгих модных генералов. Сама поза стала фотографическим культом, которому после поклонялись (иногда с иронией) многие знаменитые фотографы.
Джон Роулингз и Леомбруно, снимавшие в одно время с Пенном, но все равно далекие от него. Да, их модель по-прежнему сидит за столиком с вытянутыми ногами, только вместо придорожного кафе—дорогие рестораны, вместо дешевого вина — шампанское в серебряном ведерке, и даже гепард в качестве сотрапезника.
Этого же принципа придерживался и наш современник Крейг Макдин в своей съемке 2005 года. Ближе всех к оригиналу оказался Стивен Майзел, который усадил Стеллу Теннант в белоснежном мужском костюме в вызывающе-расслабленную позу. Но эта усталая грация вытянутых ног все равно из Парижа 1997-го возвращает нас в Лиму 1949-го. Впрочем, кажется, провокатор Майзел только этого и добивался.
Источник: журнал "Vogue"
Мои ссылки по теие:
- Официальный сайт
- Работы в музеях мира
- Irving Penn: Small Trades at the J. Paul Getty Museum
- Irving Penn: Platinum Prints at the National Gallery of Art
- Gallery of 123 photos by Irving Penn
- Art News Online article on a Penn photo
- Irving Penn gallery
- Irving Penn at Luminous Lint
- Irving Penn in Paris in the 50'
1 коммент.:
Рисковый подход) ПОхоже, фотографу было нелегко, но он отлично справился. Что значит - профи!
Отправить комментарий